Побывала в Московском доме фотографии.
www.mamm-mdf.ru/ читать дальшеТам сейчас несколько экспозиций. Первая - история России в фотографиях. Семейные фото двух семей до революции и 24 часа из жизни семьи Ф. в годы 20е, когда на Парке культуры имени Горького красовалась надпись: "мы живем в эпоху социализма сталин". Именно так. Без заглавных букв. Видимо, надпись тоже должна была идти в ногу с эпохой и олицетворять равенство не только народов (но и букв). Эта история семьи Ф. Снималась для немецкой газеты, наши советские трудящиеся пишут письмо турецкому султану рабочим в Германии, семье Фурнсов и свидетельствуют как хорошо им живется. Здесь и фото завтрака большой семьи, цеха завода, в котором работают отец и сын, их поход в спецраспределитель за костюмом, а так же поход мамы-домохозяйки тоже в спецраспределитель за едой. В письме они пишут, что после того, как они стали ходить в распределитель, о походах на рынок они забыли (вот как хорошо им живется!). И о том, как много получает рабочая семья - 500 рублей в месяц, за квартиру платит - 45 рублей, что совсем не обременительно, т. К. Составляет всего 10% от дохода. и 700 рублей у них вложено в облигации государственного займа. Письмо написано безграмотно, с ошибками, с особыми стилистическими оборотами "простого народа", и тем сильнее режут глаз эти 10%. Как в мультике, когда дядя Федор писал маме и папе, а матроскин и пес ему «помогали» (то лапы ломит, то хвост отваливается). Не знаю, удалось ли убедить рабочих в Германии, но глядя на мать семейства - домохозяйку, которая стирает, сидит на курсах повышения грамотности для домохозяек, а потом на курсах красного креста опять же для домохозяек, с одинаково усталым и отрешенным выражением лица, у меня не создалось впечатления о её счастливой судьбине.
И вообще, я не понимаю людей, молодых людей, которые грезят о советских временах. Неужели так трудно посмотреть РЕАЛЬНЫЕ архивы? Тем более, они сейчас открыты, никто не делает секрета из того, как там все было на самом деле. Чего хотят эти молодые люди? Ходить в обуви фабрики «красный пролетарий»? Они-то, наверное, не носили ничего подобного. Быть может, они думают, что для них будет открыт закрытый спецраспределитель? Наверное, больше всего этих людей прельщает то, что в СССР все были равны, а некоторые – ровнее других. И они, конечно же, будут этими последними.
В том же зале, где демонстрируется фото одного дня из жизни семьи Ф. (забыла их фамилию, да и не важно это), размещены несколько современных медиа инсталляций. И их наличие именно в этом зале (не думаю, что за этим стоит какой-то специальный умысел) наводит довольно забавные ассоциации.
Вы любите калейдоскоп? Я тоже люблю. Для нас с вами будет неожиданной и затягивающей инсталляция – композиция «цветы». В ней ноги и задняя часть человека размножены в звездочку, и снимая штаны и исподнее происходит смена цветового контраста в «калейдоскопе». Ну, или платье поднимается, и будто выворачивается звезда. Завораживает. Хотя публика, конечно, недовольно фыркала. А некоторые, как и я, завороженно смотрели, пытаясь одновременно фиксировать общую картинку и отдельную задницу, чтобы сопоставить как это сделано. Даже как-то возбуждающе действует. Автору – пять за идею и воплощение.
Сам музей фотографии сделан по европейскому типу (чем-то напоминает, например, музей мерседес-бенц в Штутгарте, хотя и не столь объемен). И на последующих этажах уже другие выставки.
Выставка фотографий Стенли Кубрика. Впечатляет скорее его желание и какое-то «горение», с которым он снимал жизнь, людей, серии, будучи еще довольно юным человеком. (я не могу сказать, что Кубрик впечатляет меня как режиссер, хотя имя очень громкое).
Далее – фото знаменитостей фотографа Пигоцци «Стоп! Съемка с короткой дистанции». Не понравилась. Будто бы полистал какой-нибудь желтый журнальчик. Просто фото знаменитостей как факт, при этом нет ничего характерного или попыток этот характер нарисовать. Пьяные, целующиеся или глуповатые звезды «в обычной жизни» - не всегда интересны. Единственное фото, которое мне «запало» - это Джек Николсон на диване, с осоловелым взглядом, а рядом какая-то чрезмерно живая брюнеточка. Мне сразу вспомнился один из его последних фильмов, где он играет стареющего ловеласа, которого настиг сердечный приступ («Любовь по правилам и без»). Выходит, фильм в какой-то степени биографичен. Хотя я всегда считала его… ну уж никак не старым ловеласом.
Еще одна выставка - DANCE IN VOGUE. Балетные примы и их истории. Очень интересно. И фото уже реально профессиональные.Вобщем, неплохо провела я последний день бесплатной работы музейных комплексов. Хотя, должна признаться, московские фото биеннале, по моим ощущениям, значительно превосходят по качеству материала то, что я увидела сегодня.