побывала сегодня на выставке Марины Абрамович в галерее "Гараж". Выставка заканчивается сегодня-завтра и я впрыгнула, можно сказать, почти в последний вагон отходщего поезда.
читать дальше
Многие знают о её необычных перфомансах, об этом много написано в интернете, а я как-то мельком видела даже передачу об одном, где она выложила разные предметы и посетителям можно было с их помощью делать с ней все что угодно. Были там топор, пила, ножи, вино, водка, масло, хлеб, тарелки, иголки, пистолет и пули... много всего. Абрамович предоставила свое тело как объект, и взяла на себя ответственность за происходящее, оговорившись, что умирать не хочет. видимо, чтобы не убили её там.
На выставке в Гараже представлены инсталляции, видео и перфомансы в исполнении стажеров (или статистов). Например, голая девушка на велосипедном седле, вмонтированном в стену. Так она на нем и "висит", будто распятая. а тема постановки - "не одинокость, а одиночество". девушка очень красивая.
Другие лежат под скелетами - это игры со смертью. голые пары - мужчина и женщина стоят с двух сторон в проеме двери, протиснуться между ними можно только боком. Некоторое время я наблюдала за теми, кто проходит. женщины чаще поворачиваются лицом к мужчине, а мужчины - к женщине. это довольно забавно.
На видео показывают перфомансы разных лет, некоторые довольно смешные. некоторые - не очень. Например, когда она ела мед и пила вино, а потом вырезала лезвием на своем животе звезду, надевала ботинки, пилотку со звездой, брала посох и так стояла и слушала русскую песню, а потом ложилась на лед, а сверху на неё дуло горячим воздухом.
Или когда она ест лук, по лицу текут слезы, а она его запихивает и жует, смачно, хрустко.
ощущение сумасшедшего дома. где-то она кричит одна, пока не сорвет голос, где-то кричит рот в рот со своим другом...
Абрамович разными способами испытывает себя, пытается нащупать свои границы. Она много путешествовала и в некоторых пояснениях она говорит, что получала энергию от аудитории, т. к. иным нельзя объяснить откуда брались силы во многом превышающие те, что, как кажется, есть в наличии у человека.
Еще один очень интересный демонстрируют эксперимент. Синхронность. не изученная тема. как возникает между людьми синхронность. Двоим людям надевают на голову датчики, фиксирующие мозговую активность. Что-то вроде МРТ. на мониторах крутятся макеты их мозга, показывающие в реальном времени какие отделы активны. в тот момент, когда у обеих людей активны одинаковые области, на мониторах отображается что-то вроде соединяющей нити между ними. В комнате висят пояснения, какие отделы мозга за что отвечают(зрение, память, восприятие, чувства...). и можно видеть, что, например, во время зрительного контакта(когда двое друг на друга смотрят) возникает та самая "синхронистичность".
На выставке можно самому побыть "объектом искусства". Например, там есть стол для препарирования души. на него забираешься по лесенке, ложишься и смотришь в цветные квадраты. А еще есть "драконы" - красный, белый и черный. Это вмонтированные в стену камни, к ним нужно прислоняться затылком или лбом, сердцем и тазом и чувствовать энергию. Правда, там пишут, что так нужно 30 минут стоять. Я села на "стульчик", прислонилась к "дракону" затылком, и мне было хорошо. может, я устала, и приятно было отдохнуть и заодно побыть предметом современного искусства.
Еще понравилась мне инсталляция на тему плодородия. На стену проецируются три ролика. на одном бабы под дождем бегают и задирают юбки, показывая небу своих песцов. на второй крупным планом показывают грудь Абрамович, которую мнут и ласкают (тоже в небо), а на третьем сверху снимают мужчин, которые лежат на земле и делают характерные движения. Все это... завораживает.
Я не могу сказать, что мне там понравилось. Но когда мы вышли, то оказалось, что провалились мы во времени на 2 часа. И это было для меня самым удивительным.